8 (423) 233-08-01
8 (423) 233-08-01
8 (423) 233-08-01

Маркировка текстиля. Кому нужно и зачем?

С января 2021 года вступила в действие законодательная норма, определяющая маркировку текстиля обязательной процедурой. К лицам, вводящим в оборот перечисленные ниже изделия легкой промышленности без маркировки, применяются меры административного и уголовного взыскания.

Закон о маркировке одежды и текстиля

закон о маркировке одежды и текстиля

Согласно планам правительства России, к 2025 г. будет введена система маркировки для всех потребительских товаров. План осуществляется с выполнением требований ФЗ № 381 Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ и № 488 об изменениях к ФЗ № 381. Цифровая этикетка уже используется на российском рынке для разных категорий изделий и только с 1 декабря 2019 г. вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р., в соответствии с которым стартовал переходный период перед началом маркировки текстиля (определенных категорий продукции легкой промышленности). Производителям и импортерам был предоставлен месяц на оснащение предприятий необходимым оборудованием и на интеграцию программного обеспечения.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956 была введена маркировка текстиля с 2021. С первого января большая часть участников рынка обязывается маркировать текстильные товары, произведенные или ввезенные на таможенную территорию РФ, перед введением их в оборот и передавать информацию об изделиях и операциях с ними в государственную систему мониторинга. Система информирует о свойствах товара, его производителе, импортере, каналах сбыта и условиях продажи конечному потребителю. Оператором системы, которая получила название «Честный Знак», является ЦРПТ. Товары, приобретенные или произведенные до указанного срока, могут храниться на складах без кодов до 1.05.2021 г. согласно Постановлению Правительства № 343 от 10.03.2021. Сроки были продлены с 1 февраля до мая, чтобы дать возможность бизнесу адаптироваться к условиям без материального ущерба.

Процесс в самом разгаре. Для чего нужен? Маркирование позволяет потребителям (и контролирующим органам) в любой момент быстро и просто узнать информацию о товаре и условиях поставок с помощью специального мобильного приложения. Новые правила повышают качество конкуренции на внутреннем рынке, делают его прозрачным и одновременно более контролируемым со стороны государства. В статье ниже опишем схему работы по-новому.

Какой текстиль подлежит обязательной маркировке

текстиль подлежащий обязательной маркировке

Предлагаем перечень текстильных изделий, которые подлежат обязательной маркировке:

  • Кожаная одежда (включая рабочую форму и изделия из композиционной кожи). Коды по ОКПД 2 - 14.11.10., - 4203 10000.
  • Вязанные на машинах или вручную трикотажные женские блузы разных фасонов (в т.ч. детская ). Коды по ОКПД 2 - 14.14.13., по ТН ВЭД - 6106.
  • Мужская верхняя одежда в виде пальто, куртки, плаща, ветровки (разного назначения, в т.ч. спортивная и детская одежда). Коды по ОКПД 2 - 14.13.21., по ТН ВЭД - 6201.
  • Женская верхняя одежда в виде пальто, куртки, плаща, ветровки (разного назначения, в т.ч. спортивная и детская одежда). Коды по ОКПД 2 - 14.13.31., по ТН ВЭД - 6202.
  • Постельное белье, включая пододеяльники, простыни, наволочки, а также столовый и кухонный текстиль, салфетки, полотенца для кухни, полотенца для ванной комнаты, купальные простыни и подобное. Коды по ОКПД 2 - 13.92.12., 13.92.13., 13.92.14., по ТН ВЭД – 6302.

По процедуре выполнения маркировка домашнего текстиля ничем не отличается от маркировки кухонного текстиля или кожаной куртки и выполняется в соответствии со списком действий, описанных ниже.

Что не подлежит маркировке

Маркировка не выполняется, если компании поставляют текстильные изделия покупателю, действуя от имени продавца или в статусе агента, действующего на основании посреднического соглашения, или импортируют рекламные образцы (которые не планируют продавать), а также оказывают логистические услуги, сборку, упаковку и другую предпродажную подготовку товара.

Маркировке не подлежат текстильные изделия, сшитые индивидуально для личного пользования заказчика. Какие товары, предназначенные для продажи, можно не маркировать? Перечень следующий:

  • шторы и занавески разного назначения;
  • одеяла разных видов;
  • футболки, майки и подобное;
  • юбки, платья, брюки, шорты, комбинезоны;
  • костюмы, пиджаки.

Как выглядит код маркировки текстиля

Код Data Matrix представляет собой уникальный штриховой код, сгенерированный оператором системы. Обозначение наносят на изделие, на этикетку, на упаковку таким образом, чтобы его невозможно было снять. Также, его можно продублировать на радиочастотной метке.

Пример кода Data Matrix для маркировки

Включает:

  • код товара из 14 цифровых символов;
  • индивидуальный серийный номер изделия из 13 цифровых, буквенных и специальных символов;
  • ключ проверки из 4 символов с индивидуальным порядковым номером;
  • проверочный код из 44 цифровых, буквенных и специальных символов.

2D штрихкод предоставляется за фиксированную плату размером 0,50 руб. без НДС. В течение экспериментального периода коды предоставляются бесплатно. В глобальной системе используется GTIN код из 14 цифр.

Как делается маркировка текстильных изделий

пример распечатанной маркировки для текстильных изделий

Чтобы приступить к работе с маркировкой, следует сначала зарегистрироваться в системе маркировки, подключиться к системе электронного документооборота, куда следует отправлять данные о поставках и продажах, купить оборудование для печати этикеток, установить программное обеспечение для работы с электронной подписью согласно инструкциям центра, который выдает электронную подпись. Если еще нет онлайн-кассы, ее надо купить, интегрировать, зарегистрировать в ФНС.

Когда все подготовительные работы выполнены, следует промаркировать остатки товаров и приступать к осуществлению своей деятельности с маркировкой новой текстильной продукции, по следующей схеме:

  1. получить коды в системе маркировки;
  2. нанести коды на изделие, комплект или упаковку с помощью специального оборудования;
  3. отгрузить товар реализатору и отправить ему универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем кодов, используя ЭДО.

При приемке дистрибьютор должен сверить коды на товаре и в УПД, передать данные в систему маркировки и отправить товар в розничный магазин, выполняя пошагово все вышеописанные операции. Кассир розничного магазина во время продажи сканирует код товара, который автоматически фиксируется в чеке и передается в систему маркировки, чтобы быть исключенным из оборота.

Первую регистрацию подлежащего маркированию товара должен выполнять производитель, если товар производится на таможенной территории РФ. Если производитель находится за границей, то товар должен быть зарегистрирован импортирующей компанией до момента его пересечения российских границ. Товар на комиссии маркируется комиссионером.

Регистрация в системе маркировки

Перед началом работы с кодами надо подать заявку, выполнив следующие действия:

  1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись или использовать ту, которая получена раннее для отчетности/участия в гос.тендерах. Выдают сертификат электронной подписи в центрах, аккредитованных Минкомсвязью.
  2. Зайти на официальный портал, выбрать раздел «Товары легкой промышленности» и зарегистрировать текстильную продукцию в подсистеме национального каталога маркируемых товаров (КМТ).
  3. Активировать окно «Электронная подпись» и в предложенном выпадающем списке выбрать подпись генерального директора предприятия. После выбора должны появиться данные о предприятии с адресом электронной почты. Если его нет, то важно внести контактные данные.
  4. Нажать «Отправить заявку».
  5. Получить письмо на указанный адрес электронной почты в течение 24 часов и пройти по предложенной ссылке, чтобы подтвердить свои действия, заполнить форму и профиль, прочитать договор с оператором и подписать соглашение.

Маркировка остатков текстиля

Если на складе остались товары, приобретенные до 2021 г, то следует их также зарегистрировать в ГИС и выполнить маркировку.

Раннее предельный срок маркировки остатков был установлен 1.02.2021 г., и можно было предъявлять неполные данные о текстиле (страну производства, товарный знак, код, номенклатуру). Последние распоряжения продлили срок до 1.05.2021 г. и требуют вносить полную информацию о товаре.

Торговля маркированной текстильной продукцией

Оптовая продажа маркированного текстиля

Оптовый реализатор (не важно, на каких условиях он совершает коммерческую деятельность) формирует электронный универсальный передаточный документ (УПД), ставит свою электронную подпись и в течение 3 рабочих дней с даты отгрузки (но не позже того дня, когда товар передан, например, перевозчику) должен отправить подписанный УПД в регламентирующий орган. Когда покупатель подпишет УПД с помощью электронной подписи, право собственности на товар переходит покупателю, что будет зафиксировано системой.

Розничная продажа маркированного текстиля

Розничные продажи выполняет кассир. Он сканирует штрих код, в результате чего оператор фискальных данных получает информацию через онлайн-кассу, фиксирует, что данный товар передан конечному пользователю. Далее, данные о продаже поступают в налоговые службы и систему мониторинга. В случае возврата товара с поврежденным кодом следует выполнять перемаркировку, выполняя ту же процедуру.

Приемка маркированной одежды

Процедура начинается с момента принятия товара от поставщика работником розничной точки с подписанием электронной подписью электронной накладной (УПД). Если в документ вносятся изменения, то их следует оформить универсальным корректирующим документом (УКД) и подтвердить скорректированным УПД. Не обязательно, но рекомендуется при приемке сканировать код каждого товара или комплекта (упаковки), чтобы сравнить их с кодами, указанными в УПД. Общие коды включают коды товаров в комплекте (упаковке).

Оборудование для ввода и проверки марок

оборудование для ввода и проверки маркировки

Помимо принтера для печати кодов и интеграции системы маркировки с системой электронного документооборота и товароучета на предприятии следует иметь следующее оборудование, позволяющее вводить и считывать марки:

  • 2D сканер штрих-кода (для Data Matrix).
  • Онлайн-касса для розничных продаж.

Штрафы за отсутствие маркировки

Маркировка новой текстильной продукции обязательна с 1.01.2021 г. Хранить немаркированные остатки можно до 1.05.2021 г. Нарушение сроков наказывается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. А также Уголовным Кодексом РФ.

Выявить не выполнение требований к маркировке уполномочен Роспотребнадзор, осуществляющий плановые и внеплановые инспекции (последние инициируются покупателями). В качестве наказания предусмотрены штрафы и конфискация товара, который:

  • произведен (юридические лица могут заплатить штраф размером от 50000 руб. до 100 000 руб., а руководители или продавцы - 5 000-10 000 руб.;
  • реализуется, покупается для продажи, перевозится, хранится на складе (юридические лица могут заплатить штраф от 50000 руб. до 300 000 руб.; а руководители или продавцы 5000-10 000 руб.).

При выявлении текстиля стоимостью более 1,5 млн.руб без маркировки в дополнению к штрафу возможно лишение свободы до 3 лет.

Была ли статья полезна?

Рейтинг 3.3/5 - Голосов : 1